План работы над собой

1. В течение трех месяцев вам необходимо будет отслеживать свои реакции на других людей при общении с ними.

2. Начиная с третьей недели самостоятельных занятий с этой книгой, вы будете учиться предъявлять свои потребности другим людям. Главная задача этого периода – научиться произносить новые для вас формулировки. В этот период нет цели добиться от других выполнения ваших желаний, важно просто освоить новые способы об этих желаниях заявлять. По-простому говоря, вы будете тренироваться складывать слова и буквы и приучать свой рот их произносить.

3. После освоения новых способов построения ваших собственных посланий к другим вы будете учиться строить контакт с другими людьми, то есть уже не монолог, а диалог, учитывающий реакцию собеседника на ваши слова. В этот период вам надо научиться соединять натренированные ранее навыки самонаблюдения и самопредъявления с вниманием к другому человеку.

4. Освоив искусство диалога, вы будете расширять диапазон и направления своих коммуникаций.

Таков общий план, в рамках которого мы будем рассматривать секреты уверенного поведения и тренировать его отдельные аспекты, которые я опишу ниже, в следующей главе.

При выполнении упражнений не торопитесь: не полезно прочитать всю книгу, а потом выполнятьупражнения. Даже не полезно читать все упражнение полностью, и только потом браться за его выполнение. Выполняйте все упражнения последовательно: сначала прочтите первый пункт, выполните его, затем следующий и так далее. Чтобы лучше понять, как именно их последовательно выполнять, останавливайте чтение, как только наткнетесь на слова «после того, как вы сделаете это…», и принимайтесь за выполнение прочитанного. В основе эффективного обучения лежит практический опыт: только совершив действие и осмыслив его, мы приращиваем опыт, который и позволяет эффективно выполнять следующее действие.

В добрый путь, дорогой читатель, я буду рядом с вами в минуты сомнений и тревог на новой дороге вашей жизни, однако все изменения зависят, в первую очередь, от вас.

Глава 2
Что такое уверенность?

Как я уже написала выше, часто под уверенностью понимают наглость или дерзость. Когда я составляла программу своего первого тренинга уверенности, я всерьез и глубоко задумалась над тем, что обычно мы воспринимаем явление уверенности как некое состояние, непонятно из чего складывающееся. И разобрала его по косточкам. Оказалось, что уверенность – это целый комплекс черт, навыков, умений и способов жить и общаться. Например, в резюме вы можете увидеть такую фразу: «уверенный пользователь ПК». Кто этот «уверенный пользователь»? В чем он, собственно, уверен? Это тот, кто умеет быстро стучать по клавишам; знает, где искать документы, как их создавать, редактировать, удалять и сохранять; может оказать первую помощь компьютеру в виде перезагрузки; отличает адрес веб-сайта от адреса электронной почты и так далее. То есть выучил последовательность шагов и расположение кнопок и иконок на своем компьютере.

Можно, например, быть уверенным изготовителем яичницы: умело и без сомнений ставить сковороду на огонь, легким движением фокусника наливать масло, одним ударом ножа разбивать яйцо и жестом опытного сеятеля посыпать блюдо солью. Тоже – выученная последовательность действий, привычка к их выполнению, доведенная до автоматизма.

► Правило б.

Уверенность – это выученная последовательность действий, привычка к их выполнению, доведенная до автоматизма.

А мы с вами будем учиться быть Уверенным Жителем и Уверенным Коммуникатором. Итак, из чего же состоит уверенность?

Во-первых, это привычка замечать то, что видимо и слышимо в реальности, не приукрашивая факты своими фантазиями, ожиданиями катастрофы или необоснованными надеждами. А также умение использовать эту информацию.

Во-вторых, это умение быть недвусмысленным в своих посланиях другим. Например, если вы человек очень стеснительный и робкий, то в случае, если вам предлагают перекусить, когда вы голодны, вы можете истекать слюной, но говорить при этом: «Спасибо, я сыт». Если вы делаете так, то ваше послание двойное: ваше тело говорит одно, а ваша речь – другое. Вот он и внутренний конфликт: я хочу, но как это воспримут другие? Другие обычно теряются, не зная, чему верить: вашему голодному взгляду или вашим словам.

Кроме того, если вы не сообщаете ясно, чего вы хотите, что вам подходит, а что точно – нет, вы вводите ваших партнеров в заблуждение и часто можете вызывать недоверие. У нас, у гештальтистов, есть пословица: «Не мое собачье дело, что обо мне подумают другие. Я – не полиция мыслей». Мало того, вы и правда никогда не сможете узнать, что думают другие, если только не спросите у них об этом. Потому что на самом деле, открою большой секрет, ни у кого из нас нет в голове машинки, которая считывает мысли или чувства других людей. Мы гораздо менее могущественны, чем нам кажется.

В-третьих, это умение быть разным в разных ситуациях, а не придерживаться одного и того же набора черт и действий; умение отказываться от неудачных, непродуктивных, неэффективных решений и искать новые, пробуя другие способы и стратегии поведения.

В-четвертых, это умение ставить перед собой задачи, разбивать их на маленькие кусочки и последовательно решать их одну за другой.

В-пятых, это умение ценить достигнутое и опираться на опыт, извлекая из него ресурсы для движения вперед, и умение руководить направлением своей жизни.

В-шестых, это осознавание своей правоты, своих знаний, своих вкусов и потребностей, предпочтений, а также четкое понимание, что вам совершенно не подходит.

В-седьмых, это искусство диалога и конфронтации, умение критиковать и реагировать на критику, расширять свои границы, отстаивать свое мнение и потребности, при этом не оскорбляя и не унижая других.

В-восьмых, это умение различать вину и ответственность – свою и чужую, рамки ролей, прав и обязанностей, границы возможностей – своих и чужих.

В-девятых, это умение реагировать на манипуляции других, переходя к честному диалогу и сохраняя свои позиции в коммуникации.

В-десятых, понимание законов взаимодействия между людьми и умение ими пользоваться.

► Правило 7.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Уверенность – это в первую очередь знание себя и владение собой. Это знание стартовой точки и видение будущего результата.

Правило 8.

Чувства помогают понять, что происходит с вами в соприкосновении с окружающим миром, как вы на него реагируете, что вам подходит, а что – нет, в чем вы нуждаетесь и что вы на самом деле хотите делать.

Для того чтобы научиться понимать подлинную информацию, которую нам поставляют наши чувства и ощущения, я предлагаю ряд упражнений, направленных на осознавание. Данные упражнения взяты из книг Ф. Перлза, Д. Энрайта и других гештальттерапевтов.

Основной прием осознавания – это естественный процесс простого наблюдения с вербализацией (то есть называнием) того, что ощущают, воспринимают ваши органы чувств.

5. Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что слышу…», и перечислите все звуки, которые вы слышите, не добавляя к ним никаких интерпретаций, а только называя сам звук. Например: «Я слышу стук механизма в часах, шуршание проезжающих машин за окном, клацанье клавиш клавиатуры, когда я пишу этот текст, глухой шум шагов за дверью, шум ветра, гудение вентилятора в системном блоке компьютера». В этом тексте есть интерпретации, но их мало и они опираются на реальные факты. Если же вы говорите: «Я слышу нервные шаги за дверью, звук проезжающего автобуса, гудение компьютера», то в этом тексте много интерпретаций, которые не относятся к реальности, поскольку мы точно не знаем, нервные ли шаги за дверью, автобус ли это проехал, и гудит ли это весь компьютер или только какой-то из его механизмов. Выполняйте это упражнение 5 минут. Заведите будильник, чтобы он прозвонил через пять минут, и после этого запишите в свой дневник наблюдений ответы на следующие вопросы:

Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

Повторялись ли вы в называниях звуков? Если не повторялись, то почему?

Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли звуки? Например, сначала только звуки комнаты, потом – только за окном, потом – за дверью; или сначала самые громкие, потом тихие; или сначала звуки, издаваемые людьми, а потом – предметами?

Удалось ли вам услышать собственные звуки? Какие?


То, каким образом вы выбираете звуки, которые вы называете, может свидетельствовать о том, как устроена избирательность вашего восприятия.

Правило 9.

Наше восприятие замечает все, но сознательно или бессознательно мы сами выбираем, что нам считать существенным, а что – нет, что достойным внимания, а что – нет, мы также сами придаем смысл тому, что воспринимаем.

6. Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что вижу…», и перечислите все предметы, которые вы видите, все, что регистрируют ваши глаза, не добавляя к ним никаких интерпретаций, а только называя видимое. Например, вы смотрите в пол и видите на полу пятна. Так и скажите: «я вижу на полу пятна серо-коричневого цвета» – это будет чрезвычайно близко к правде по сравнению с фразой «я вижу грязь на полу», поскольку не факт, что эти пятна являются пятнами грязи. Может быть, там затерлась краска того материала, из которого сделан пол, а может быть, на него пролили кипяток и материал обожжен, а не испачкан. Отведите на это упражнение 5 минут. Когда прозвонит будильник, запишите в дневник ответы на следующие вопросы:

 

· Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

 

· Повторялись ли вы в называниях предметов? Если не повторялись, то почему?

 

· Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли предметы?

• Описали ли вы себя? Других людей в помещении?

• Какие чувства вы переживали, когда делали это упражнение?

 

 

 

7. Опишите, что происходит с вашим телом, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что чувствую (ощущаю)…», и перечислите все ощущения вашего тела: температурные ощущения, давление, прикосновение, напряжение, боль. Пройдите вниманием все ваше тело сверху вниз или наоборот. Почувствуйте прикосновение одежды, волос. Попробуйте почувствовать выражение вашего лица. Ощутите, как устроен ваш контакт с мебелью, на которой вы сидите. Избегайте интерпретаций. Отведите на это упражнение 5 минут. Когда прозвонит будильник, запишите ответы на следующие вопросы:

 

· Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

 

· Повторялись ли вы в называниях ощущений? Если не повторялись, то почему?

 

· Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли ощущения?

• Ощутили ли вы только внешние ощущения (на границе вашей кожи) или вы почувствовали что-то внутри тела?

• Какие чувства вы переживали, когда делали это упражнение?

• Что вы чувствуете сейчас? Как именно вы себя сейчас чувствуете?

• Заметили ли вы, какую эмоцию выражает ваше лицо? Какую? О чем это вам говорит?

 

 

 

Некоторые при выполнении этого упражнения могут обнаружить сильную боль или усталость. Это может говорить о том, что обычно вы не замечаете этой боли или усталости, и самое время уделить этому внимание. Другие могут почувствовать недоумение оттого, что вообще плохо понимают, что происходит с их телом. Третьи могут сильно расслабиться и даже заснуть – что ж, прекрасное средство от бессонницы!

► Правило 10.

Тело является главным индикатором того, что происходит с вами в вашем взаимодействии со средой.

Ваше тело лучше всего подсказывает ваши потребности и ваши состояния. По нему вы сможете ориентироваться в ваших чувствах. А чувства, в свою очередь, подсказывают вам, что вы хотите делать, в чем нуждаетесь. Например, если при выполнении этого упражнения вы почувствовали, что пояс брюк сильно давит на живот, – кажется, нужно ослабить пояс или купить другие брюки. А если вы почувствовали, что вам жарко и душно, – следует открыть форточку или включить кондиционер. Заботясь о теле, вы сможете восстанавливать вашу жизненность и устойчивость в трудных ситуациях.

Например, если, придя в кабинет начальника для «серьезного разговора», вы чувствуете стесненность – выберите дистанцию, на которой вам будет комфортнее всего находиться от начальника в этом разговоре. Может быть, вам захочется отодвинуть ваш стул подальше или поставить его под другим углом от начальника – сделайте это. Если вы почувствовали, что у вас подгибаются колени или вы не чувствуете опоры, – сядьте, поставив ваши стопы полностью на пол, удобно обоприте спину о спинку стула. Таким образом вы дадите своему телу максимальную площадь опоры. Если вы чувствуете сильное эмоциональное напряжение или дрожь – сядьте с прямой спиной, но без напряжения, опустите плечи вниз и позвольте вашим легким свободно дышать – так, чтобы их не сдавливала диафрагма или ваша грудь не упиралась в колени. Свободное дыхание выравнивает эмоциональное состояние и делает ваше тело более свободным и подконтрольным, управляемым. Если вы чувствуете, что вас захватывают сильные эмоции гнева, которые в данную минуту могут быть неуместными, – наоборот, уменьшите глубину дыхания. Пользуйтесь поверхностным дыханием только в крайнем случае, поскольку это не полезно для здоровья. И если вы намеренно сдерживаете эмоции, после этого «серьезного» разговора обязательно отойдите в безлюдное место и выпустите гнев любым способом: криком, топаньем ногами, битьем подушки, ругательствами, сжиманием кулаков, маханием руками – как угодно.

► Правило 11.

Переживать чувства полезнее, чем скрывать их, поскольку именно они дают нам возможность ощущать энергию и силу, которые придают убедительность нашим словам.

Ни один человек не захочет менять что-либо в своей жизни, если он счастлив тем, как живет сейчас. Желание что-то изменить возникает у него только тогда, когда он осознает, что его жизнь уже НЕ ДОЛЖНА оставаться прежней. И здесь мало интеллектуального решения, поскольку ему недостает эмоционального побуждения. Важно достичь той точки, с которой вы можете ясно видеть, что у вас нет другого выбора, как только измениться и изменить свою жизнь. Только тогда вы способны задействовать столько личной силы, сколько вам необходимо для преодоления препятствий.

Теун Марез

8. Начните предложение «Сейчас я осознаю…», назовите то, что вы осознаете, и добавьте «…и нахожу это приятным (или неприятным)». Если такая оценка не возникает у вас в голове, попробуйте сказать наугад – и наблюдайте, правильна ли она для вас.


9. Закончите предложение словами «… и нахожу это плохим (или хорошим)». Попробуйте совместить это упражнение с предыдущим, например: «Сейчас я осознаю, что… нахожу это приятным и плохим».


10. Начните предложение «Сейчас я осознаю, что вижу (слышу)… и я представляю (фантазирую), что это…». Здесь вы можете интерпретировать как вам вздумается, осознавая, что это – ваши фантазии, что вы придаете смысл.

Запишите ваши наблюдения после каждого из этих упражнений.


Как уже становится ясно из вышенаписанного, наши чувства бывают телесными (физиологическими), относящимися к восприятию, и эмоциональными. Чтобы вам было легче ориентироваться во всем многообразии чувств, я приведу список чувств, которым я пользуюсь, обучая моих клиентов осознавать себя: азарт, алчность, аппетит, беззащитность, безмятежность, безразличие, безысходность, беспокойство, бессилие, бережность, бешенство, благодарность, благосклонность, блаженство, бодрость, боль, брезгливость, важность, веселье, вдохновение, вина, влечение, возбуждение, возмущение, волнение, восторг, восхищение, враждебность, высокомерие, вялость, гадливость, гнев, голод, гордость, горе, горечь, грусть, деловитость, досада, духота, жажда, жалость, зависть, замешательство, защищенность, злорадство, злость, значимость, изумление, интерес, любовь, любопытство, надежда, напряжение, настороженность, насыщение, негодование, недоверие, недоумение, нежность, ненависть, неуверенность, неудобство, неудовольствие, неоцененность, обида, огорчение, одиночество, озадаченность, опасность, оскорбленность, отвращение, отстраненность, отчаяние, печаль, подавленность, подозрительность, потерянность, почтение, предвкушение, предубеждение, презрение, равновесие, равнодушие, радость, раздражение, разочарование, расслабленность, растерянность, ревность, робость, симпатия, скованность, скорбь, скука, смущение, сочувствие, спокойствие, стеснение, страдание, страх, стыд, счастье, тепло, томление, торжество, тоска, трагичность, тревога, убежденность, уважение, уверенность, увлеченность, удивление, удовлетворенность, удовольствие, ужас, умиротворенность, унижение, уныние, усталость, утомленность, холодность, ценность, ярость, ясность. Добавьте в этот список все, что вам кажется относящимся сюда, но здесь не названным.

Наши эмоциональные и телесные состояния – разные стороны одного и того же явления.


Например, когда мы голодны, мы можем чувствовать, как «сосет под ложечкой», вырабатывается слюна и как мы эмоционально раздражены. Любая наша потребность, избыток или недостаток чего-то в организме отражается во всех сферах организма: физиологической, эмоциональной и умственной. Предложу вам еще одно упражнение для лучшего осознавания этого процесса.


11. Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие: напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию. Если к этому переживанию вы можете добавить какую-нибудь фантазию, представление о каком-либо человеке или вещи в вашем окружении, которые вызывают у вас неприятные воспоминания или переживания, – эмоция разгорится с полной силой и ясностью. И наоборот, в присутствии такого человека или вещи вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия – в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и т. п. вы начинаете чувствовать гнев.

Часто мы не замечаем того, что происходит с нашим телом, и не придаем этому значения. Однако это очень важная информация о нас самих, в первую очередь для нас самих. Если вы рассказываете приятелю о «прикольной шутке» коллег над вами и при этом каждый раз ударяете стопой в пол или кулаком одной руки в другую – то, похоже, что эта шутка не была уж такой прикольной, а скорее оскорбила вас, и вы злитесь на коллег. Что полезного в этом наблюдении? То, что кажется, ваши отношения с коллегами не удовлетворяют вас, но вы не сообщаете им об этом и не меняете отношений, поскольку не позволяете почувствовать себе гнев, злость и несогласие, как индикатор нарушения вашей личностной территории.

Если при разговоре с другим человеком вы чувствуете себя незащищенным, ощущаете тревогу или беспокойство, – будет нормальным и полезным, если вы скрестите ноги или руки, поддержите себя за локти, оказав себе самопомощь в трудной ситуации.

Многие читали книги по языку жестов. Обычно эти книги воспринимаются как руководство по чтению мыслей. Но реально жесты не дают достоверной информации тому, кто их видит, а помогают лишь разобраться в себе тому, кто их делает. Это связано с тем, что, несмотря на наличие общих черт, каждый человек переживает разные состояния при одних и тех же жестах, мимике лица или голосовых интонациях. И это нельзя угадать, а можно только проверить.

При работе на тренинге в группе каждый участник обычно обнаруживает свои индивидуальные способы не замечать очевидного, или «сортировать» видимое, слышимое и чувствуемое по какому-то признаку.

Каждый видит только то, что дух его позволяет ему видеть.

Конкордия Антарова

12. Следующее упражнение следует делать в течение недели всякий раз, когда вы общаетесь с людьми. Во время беседы обратите внимание на несколько вещей.

1. Что вы чувствуете эмоционально при разговоре с вашим собеседником? На какие его слова более всего вы эмоционально откликаетесь (не имеет значения, негативный это отклик или позитивный).

2. Что происходит с вашим телом при этом общении и после него?

3. Какие вопросы вы задаете себе после этого общения?

4. Интерпретируете ли вы слова другого человека при разговоре с ним? Например, он говорит: «У меня закончились деньги», а вы про себя думаете: «Он хочет, чтобы я занял ему денег? Оплатил наш совместный обед в ресторане?»


Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник и отметьте, какие именно слова и как вы проинтерпретировали. Через неделю пролистайте ваш дневник и попробуйте обнаружить, какую долю наблюдений занимают ваши чувства, а какую – интерпретации. Если чувств окажется больше, чем интерпретаций – вы на верном пути. Если вы обнаружите, что большая часть ваших наблюдений – это перечисление интерпретаций, это значит, что вы очень мало следите за собой, довольно тревожны и не чувствуете себя в безопасности при общении с другими людьми, пытаясь угадать, о чем они думают и чего хотят, а не о том, что хотите вы. Если это и правда так, не поленитесь потратить еще одну неделю на наблюдение за вашими чувствами.

Правило 13.

Часто у нас возникают проблемы в общении с другими потому, что мы ставим неверный акцент в отношениях: вместо того, чтобы понимать, что мы хотим от других и как это получить, мы пытаемся угадывать, что хотят другие от нас и как им это дать. В результате случается парадокс: мы удовлетворяем их потребности, а не свои. Естественно, что мы в этом случае не удовлетворены своим общением с другими.

Речь

Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш образ мыслей и образ действий. Если мы меняем ее, то и образ жизни начинает меняться.

Слова – это символы состояния: бодрости, пощады, оправдания и других…

Конкордия Антарова

Ваша речь отражает процессы, которые происходят внутри вас, и передает информацию о вас в окружающий мир, а также позволяет брать из окружающего мира то, что вам необходимо для удовлетворяющей вас жизни.

В следующем упражнении я расскажу о том, как именно речь отражает наш образ жизни и как она же может его изменить.


13. Обратите внимание на то, как вы обычно строите ваш разговор с другими, какие речевые обороты вы употребляете. Например, в этой книге я часто использую присоединение, которое выражается в употреблении местоимений «мы», «наше», «нас» и так далее. Цель моего присоединения – продемонстрировать, что все мы устроены одинаково, а также сделать наши с вами позиции, мой читатель, равными; поддержать вас таким образом. Однако часто в жизни бессознательно мы употребляем присоединение и в других случаях: когда боимся высказать свое, отличное от других людей, мнение; когда плохо понимаем, чего именно хотим сами, отдельно от других людей; когда сами ищем поддержки от тех, о ком говорим «мы». Используете ли вы в речи это местоимение с такой целью? Будьте честны с собой, когда будете наблюдать за своей речью, и запишите в ваш дневник наблюдений ответы на следующие вопросы:

В общении с какими людьми вы употребляете местоимение «мы»?

Что вы чувствуете, когда употребляете это местоимение?

Чего вы хотите в этот момент?

Есть ли что-то общее в ваших отношениях с людьми, про которых вы говорите «мы»?


Следующее упражнение направлено на то, чтобы отделить свои потребности и чувства от потребностей и чувств других людей.

14. Замечайте, как вы употребляете местоимения «мы», «наше», «нас», и заменяйте их на «я», «мое», «меня», поправляя себя сразу же, как только заметили. Попробуйте услышать себя: что меняется для вас, когда вы изменяете так свою речь? Что вы чувствуете? Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник.


Местоимение «мы» также довольно часто употребляют люди по отношению к своим близким, от которых они чувствуют зависимость или которых хотят держать в зависимости от себя.

☺ На приеме утерапевта.

Клиентка: У нас проблемы. Мы никак не можем поступить в институт.

Терапевт: У вас – это у кого? Клиентка: У моего сына. Терапевт: Сколько ему лет? Клиентка: 17.

Терапевт: Вы говорите, у него проблемы… Клиентка: Да, это какой-то кошмар! Мало того, что мы никак не можем поступить в институт, у нас страдает здоровье! Мы вчера так круто покакали!!!

15. Другое популярное местоимение «ты» многие употребляют при описании своих чувств и процессов. Например, ваш знакомый рассказывает, как он ездил на природу: «Там ты чувствуешь себя диким человеком и хочешь слиться с природой». При этом он говорит о себе, и на самом деле его текст звучит так: «Там я почувствовал себя диким человеком и захотел слиться с природой». Вы часто можете услышать в диалогах людей этот речевой парадокс. Употребляете ли вы его сами? Насколько часто? Так же как и в предыдущих упражнениях, обратите внимание на следующее.

 

· В общении с какими людьми вы употребляете этот речевой парадокс?

• Что вы чувствуете, когда употребляете его?

• Чего вы хотите в этот момент?

Замечайте, как вы употребляете местоимение «ты» таким способом, и заменяйте его на «я», поправляя себя сразу же, как только заметили. Попробуйте услышать себя: что меняется для вас, когда вы изменяете так свою речь? Что вы чувствуете? Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник.

 

Часто этот речевой парадокс человек употребляет в том случае, когда смущается собственных переживаний. Говоря «ты», когда мы имеем в виду себя, мы отчуждаем собственные слова, мысли, чувства, потребности от себя, приписывая их другим. Обычно это значит, что человеку не нравится собственный образ себя, и он хотел бы чувствовать, выглядеть и действовать иначе, чем он есть. Такой человек боится критики и ждет осуждения от других, не доверяет себе и не любит себя, стре– мится соответствовать ожиданиям других людей.

Из страха выглядеть смешными мы часто ведем смешную жизнь.

Франсуа де Ларошфуко

► Правило 14. Если вы стремитесь соответствовать " ожиданиям других людей, то живете не для себя и не в связи со своими потребностями, а для других. Подходит ли это вам?

Трудность, с которой вы столкнетесь при выполнении этого упражнения, можно описать как обострение смущения. Вы можете начать чувствовать себя более незащищенными в тот момент, когда вместо привычных «ты» и «мы» начнете говорить «я». Однако наградой за то, что вы будете выносливо переживать свое смущение, будет больший интерес к вам со стороны других людей, большее внимание и уважение.

Следующий речевой оборот, который вы можете обнаружить в своих мыслительных процессах или при общении с другими людьми, это возвратные местоимения в контексте собственных чувств. Например, вы можете говорить: «Я сам себя ненавижу», «Я недоволен собой» и так далее. Говоря так, вы как будто делите себя на две противоборствующие стороны: «сам» и «себя». На мистера Джекила и доктора Хайда. Фильм «Бойцовский клуб» тоже про это.

В этом случае вы сами организуете внутри себя конфликт и тогда тратите много сил на его разрешение.

Обычно такая борьба ни к чему не приводит, кроме постоянного обострения этого конфликта. Вы можете обнаружить, как вы долго и муторно выясняете внутри себя, идти вам куда-то или не идти, делать что-то или нет. И в этом внутреннем диалоге обычно одна часть обвиняет или укоряет другую. В гештальттерапии это явление называют полярностями, или «собака снизу и собака сверху». Причем выяснено, что «собака снизу» (то есть та часть, которая попадает под критику) обычно побеждает благодаря саботажу! Знаете почему? Потому что именно эта часть и является истинно вашей. А «Критикан» на самом деле является не чем иным, как усвоенным внутрь родительским образом, продолжающим «пилить» уже изнутри, а не снаружи.

Обратите внимание: как часто вы сами себя «пилите» после важного разговора с кем-то? И к чему приводят эти разборки с самим собой? Обычно – только к плохому настроению или, еще хуже, к психосоматике: головной боли, гастриту, простудам, сердечным проблемам и так далее.

☺ – Тут самое главное понять надо, – сказал он, – а как объяснить, не знаю… Ну, вот помнишь, мы про внутреннего прокурора говорили?

– Помню. Это который за беспредел повязать может. Как Раскольникова, который бабку завалил. Думал, что его внутренний адвокат отмажет, а не вышло.

Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота

Ярчайшей иллюстрацией внутреннего конфликта, пожалуй, послужит Голум из фильма «Властелин Колец»: помните, какон вел диалог сам с собой с разных сторон от дерева? В какой-то момент ему удалось прогнать свою «злобную» часть. Но поскольку внутрен– ний конфликт не решается изгнанием одной из частей себя, то позже эта часть не только вернулась, но и захватила Голума полностью. Так обычно происходит и с вами, не так ли?

Человек часто делится на зоны оккупации разных сил.

Станислав Ежи Лец

Чтобы избавиться от этого внутреннего конфликта, проделайте следующее упражнение.

16. Как только вы заметите этот речевой оборот у себя, например, «Я недоволен собой в связи с тем, что сделал то-то и то-то», попробуйте вспомнить: кто был недоволен вами, когда вы так поступали? Возможно, этим человеком окажется кто-то из ваших близких, родственников, родителей. Попробуйте почувствовать, какие чувства у вас возникают к этому человеку в связи с тем, что он был вами недоволен? Что бы вам сейчас хотелось ответить ему? Что бы хотелось попросить у него? Запишите ваши наблюдения и чувства в ваш дневник. Такой внутренний конфликт на самом деле является трансформацией давнего внешнего конфликта между вами и другими людьми, который так и не разрешился. Если вы будете отслеживать в себе внутреннюю борьбу, и каждый раз обнаруживать, с кем она на самом деле ведется, и завершать ее спомощью тех фраз, которые будут выражать ваши чувства к этому человеку, через некоторое время вы заметите, что ваше самобичевание закончилось, и вам стало легче дышать.

Вчера одна моя клиентка спросила: «Ну, неужели на это уходит столько сил? Кажется ведь, что немного…» Ответила ей и отвечу вам: сколько сил мы тратим на внутреннюю борьбу, мы замечаем только тогда, когда мы ее прекращаем. Поверьте, в этом внутреннем конфликте кипит огромная энергия, которую можно направить на освоение новых целей и рубежей во внешнем мире, вместо того чтобы разбираться во внутреннем.


Завершение этой нерешенной когда-то борьбы возможно с помощью упражнения, которое называется «Диалог с пустым стулом».

17. Поставьте перед собой пустой стул и пред… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz